1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Это звонкое слово – Ве-Де-До…

Столь непривычная пока и даже, на первый взгляд, несколько экстравагантная аббревиатура расшифровывается до смешного просто: «весёлый день дошкольника». Однако за этим сочетанием звуков скрывается более чем серьезное содержание, которое способно в корне изменить жизнь наших детей, а также их родителей и воспитателей.

«С песней весело шагать…»

Ни для кого не секрет, что воспитание ребятишек от двух до пяти – занятие отнюдь непростое, порой даже перерастающее в довольно мучительный процесс. Внедрение в неокрепшее сознание наших отпрысков основных требований правильного распорядка дня, приучение к режиму и уходу за собой, знакомство с начальными знаниями о мире требует от воспитателя максимум такта, терпения, гибкости и настойчивости, причем последняя то и дело грозит перерасти в прямое давление на ребенка. Ведь то, что для взрослого давным-давно постулат и аксиома, не нуждающаяся в доказательствах, вовсе не является таковым для озорника и непоседы, только-только открывающего для себя мир. Он все подвергает сомнению, во всем стремится разобраться лично и вовсе не торопится подчиниться непререкаемому авторитету взрослого. Вот уж воистину «это чудо великое – дети»! А если у мамы с папой или у воспитателя в детском саду времени в обрез и золотой запас терпения близится к концу, объяснение довольно быстро переходит в приказание, а приказание – в наказание. И как же яростно начинает ненавидеть ребенок вполне разумные и полезные требования, которые предъявляет к нему мир взрослых! Маленький человек с воплями протеста незамедлительно вступает в борьбу за свободу личности против насилия и диктата.

Где же выход из этого воспитательного тупика? Его давным-давно нащупали наши предки. В самом деле, в старину, укачивая дитя или играя с ним, матери либо няньки все время что-то приговаривали и напевали. Именно эти нехитрые, наивные на первый взгляд потешки, считалочки, колыбельные песенки исподволь формировали у малыша первоначальные знания о мире, самые базовые понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. А еще было подмечено: в сопровождении слова родного языка и несложного напева ребенок становится не только сообразительнее и умнее, но и спокойнее, уверенней, уравновешенней, общительней, веселей… И ведь этот опыт народной педагогики, накопленный веками, никто не отменял. Но, стоит признаться, за последние годы мы о нем крепко подзабыли.

Ритм правит миром

Между тем воспитывать дошколят не становится с каждым годом проще, скорее наоборот. В последнее время в дошкольные учреждения хлынул поток так называемых гиперактивных детей, которые с трудом концентрируют внимание, слабо поддаются педагогическому воздействию, отличаются неуемной энергией, неусидчивостью и возбудимостью. Однако и этих ребятишек необходимо, что называется, довести до ума …и до школы. А значит, нужно активно способствовать умственному и психическому развитию малышей, приобретению дошкольниками необходимых навыков, процессу их социализации.

Композитор Станислав Коренблит, который по совместительству возглавляет отдел образовательных ресурсов Центра образовательных информационных технологий ФГУ ФИРО, быстрее всех осознал и почувствовал необходимость экстренного и комплексного решения назревшей проблемы. Связанный с музыкой прочными и неразрывными узами, он глубоко убежден в том, что миром правит ритм. Более того, согласно его излюбленной формуле, «слово + музыка = стопроцентный положительный педагогический результат». Будучи при этом по натуре отнюдь не созерцателем, а скорее человеком действия, он и перешел непосредственно к действиям, продиктованным необходимостью, причем на редкость конструктивно и творчески.

Станислав Коренблит: «Просто добавьте песню!»

Поскольку автором идеи и инициатором проекта стал именно композитор, первые вопросы, естественно, адресованы ему.

- Что помогло Вам осознать, что Ве-Де-До – не роскошь, а суровая необходимость?

С. Коренблит. Беседы с моими коллегами, методистами из отдела дошкольного образования, убедили меня в том, что существует социальный заказ, который надо выполнять, причем безотлагательно. Иначе мы рискуем получить еще одно потерянное поколение. Вся практика человечества с древнейших времен свидетельствует о том, что любая информация усваивается глубже и легче, если ей сопутствует мелодия. Поэтому и родилась мысль о необходимости пошагового музыкального сопровождения всего дня ребёнка как в дошкольном учреждении, так и дома.

- И как скоро этот всеобъемлющий проект воплотился в жизнь?

С. Коренблит. Первые практические шаги в этом направлении были предприняты еще в 2007 – 08 гг. Особенно напряженная работа закипела в дымное лето 2010, когда московский пейзаж был плотно укутан смогом. И вот в 2011-12 годах мы уже пожинаем определенные плоды в виде выхода серии аудиодисков под общим названием «Весёлый День Дошкольника», карточек с иллюстрированными текстами песен и методических советов для родителей и работников дошкольных учреждений. Пока еще рано говорить о полном воплощении нашего замысла, но кое-какие предварительные итоги подвести уже можно.

- Наверное, непросто сочинить музыку, которая соответствует всем методическим требованиям и возрастным особенностям ребёнка. А как обстояло дело со словами?

С. Коренблит. Я обращался ко многим профессиональным поэтам, но они только разводили руками. Ведь текст должен быть доступным, простым, поэтичным и запоминаться детям, а темы режима дня и самообслуживания малыша способны вдохновить далеко не каждого любимца муз. Право, не знаю, как бы я выходил из положения, если бы не счастливая встреча с Михаилом Грозовским. В его лице я обрел не только единомышленника, но и талантливого и надежного соавтора.

- В чем Вы видите основное значение своего проекта?

С. Коренблит. Повсеместное введение Ве-Де-До ознаменует собой конец директивной педагогики, основанной на окрике и подзатыльнике. Для того, чтобы объяснить что-нибудь малышу, просто добавьте песню!

Михаил Грозовский: «У меня зазвонил телефон…»

Поэт Михаил Грозовский – отнюдь не посторонний в стране детства. Он автор более полусотни детских книжек, которые хорошо известны девчонкам и мальчишкам, а также их родителям. Разумеется, нам интересно узнать его точку зрения на этот проект, активным участником которого он стал.

- С чего начался Весёлый День Дошкольника для Вас?

Грозовский. Весной 2010 года, когда я находился на даче, раздался телефонный звонок. Незнакомый энергичный голос в трубке предложил мне ни много ни мало – обустроить дошкольное детство в нашей стране и подарить счастье всем отечественным малышам. Как вы, вероятно, уже догадались, звонил композитор Станислав Коренблит и говорил он предельно серьезно. Признаться, в первый момент я несколько опешил.

- Что же побудило Вас откликнуться на это предложение?

Грозовский. Конечно, я понимал, что неукоснительное соблюдение методических и возрастных требований создаст определенные трудности и ограничит мою фантазию, вложив ее в строгие рамки целевой необходимости. Но я пошел на некоторое творческое утеснение ради того, чтобы ребенка с самого раннего возраста окружал «полный разума русский язык». Ведь благотворное воздействие на душу и сознание маленького человека ритмически организованной родной речи невозможно переоценить. Чувство языка и любовь к созвучию, гармонии, ладу – вот что должно составлять основу воспитания российского ребёнка, и проект создает такую возможность. Это было принципиально важно для меня. Конечно, сыграло роль и то, что композитор Станислав Коренблит очень бережно и даже трепетно относится к тексту, никогда не заглушает и не подавляет его, потому что следует за словом.

- Кстати, с чего начиналась ваша совместная работа над каждой песенкой – с мелодии или со стихов?

Грозовский. Рождению песни неизменно предшествовало создание стихотворного текста. Поэтому есть все основания утверждать, что в нашей работе «вначале было Слово»…

Соблюдение режима с радостью и без нажима

Экспериментальное введение Ве-Де-До в ряде детских учреждений Москвы свидетельствует о том, что творческий тандем поэта Грозовского и композитора Коренблита с честью справился со своей весьма непростой задачей. Созданные ими песни ребята не просто приняли и полюбили, они уже стали для дошкольников неотъемлемой и радостной частью окружающей их реальности. Едва заслышав знакомый мотив, малыши буквально наперегонки несутся выполнять предлагаемое авторами действие: чистить зубы, причесываться, делать зарядку… Необходимость в скучных поучениях и нудных назиданиях отпала напрочь.

В чем причина столь волшебного превращения наших шалунов и неслухов, сорванцов и непосед? Высокая эффективность метода вполне объяснима с помощью основных постулатов педагогики и психологии. Слово и ритм глубоко проникают в сознание дошкольников, формируя определенную программу и при этом создавая радостный, оптимистический настрой. Рифмы, аллитерации и созвучия поэтического текста служат мнемоническим приемом, облегчая запоминание. Поэтому дети не только слушают, но и с удовольствием повторяют и пропевают предложенные им тексты. Таким образом, синтез поэтического слова и музыки помогает создать и закрепить у малыша нужные привычки и навыки на уровне условного рефлекса.

Программа Ве-Де-До не только способствует освоению детворой основных требований режима, но и развивает и обогащает речь и мышление ребёнка, а также музыкальный слух и чувство ритма. Немаловажно и то, что её введение устраняет необходимость психологического давления на детей со стороны воспитателей и родителей. Весёлый День Дошкольника знаменует собой настоящий триумф основной заповеди гуманной педагогики: «обучая, развлекай, развлекая – обучай!»

 

Елена Печерская