1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

«Меньше крика – больше песен!»: детям часто недостает теплого слова

Программа должна предусматривать решение программных образовательных задач…

не только в рамках непосредственно образовательной деятельности,

но и при проведении режимных моментов

в соответствии со спецификой дошкольного образования.

 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. N 655

«Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования».

Александр Уваров:

«Меньше крика – больше песен!»: детям часто недостает теплого слова

К новому всегда привыкнуть трудно. Быстро перестроить свой привычный ритм жизни и график работы – еще труднее. Не потому ли сейчас так активно по всей России обсуждаются проблемы внедрения ФГТ в образовательный процесс? А пока воспитатели и заведующие ищут ответы на вопросы, им навстречу идут с инновационными разработками представители Федерального института развития образования.

Одна из таких учебно-методических программ, которая облегчает труд педагога и «мостит» дорогу к образованию будущего, - серия «Веселый день дошкольника» (ВеДеДо). Это совместный труд педагогов и методистов, специалистов в области информатизации образования, сотрудников Института новых технологий, а также талантливых поэтов, композиторов, аранжировщиков и художников. Подробнее об этом проекте, который был с успехом представлен на всероссийском семинаре работников дошкольного образования и с нового учебного года начинает распространяться по дошкольным учреждениям России, мы расспросили его научного руководителя - Александра Уварова, доктора педагогических наук, более 30 лет занимающегося проблемами использования информационных технологий в образовательном процессе.

«Дошкольная Уфа»: Александр Юрьевич, расскажите, пожалуйста, как возникла идея этого инновационного проекта, какие цели он преследует?

Александр Уваров: Сегодня мир быстро меняется. Мобильные телефоны и аудиоплееры есть в любой семье, в каждом детском саду есть какая-то цифровая техника. Ребенок с рождения погружен в мир мультимедиа. Он цифровой абориген, растущий в цифровом мире, и это не всегда понимаем мы, взрослые. К счастью, компьютеры, интернет, мобильные телефоны все чаще новые информационные технологии все чаще стали появляться в школе. Пора им появиться и у дошкольников. Однако, главное – не сами технологии, а содержание деятельности, которую они поддерживают. Для малышей это прежде всего – настроение и слово, музыка и стихи. Хорошо известно, что музыка –важнейшее воспитательное средство для детей дошкольного возраста. Она воспринимается ребенком раньше других видов искусства, всегда вызывает эмоциональный отклик. Ребёнку особенно нравятся песни, которые поют специально для него и про него.

Однако, до последнего времени присутствие песен в жизни дошкольников достаточно ограничено. Традиция исполнения песен для детей в семье, которая была распространена в сельской общине, ушла из нашей жизни. Малыши встречаются с песней лишь на музыкальных занятиях и праздниках, а в повседневной жизни детей они крайне редки или не используются вовсе. До недавнего времени распространение музыки для маленьких детей сдерживалось малодоступностью и сложностью использования звуковоспроизводящей техники. Это препятствие сняло развитие цифровых технологий. Однако, в отечественной музыкальной и поэтической культуре детства крайне мало педагогически выстроенных музыкальных и поэтических произведений о жизни малышей.

Более двух лет большой коллектив педагогов, композиторов, поэтов, художников, звукорежиссеров, специалистов в области цифровых технологий проводил интенсивную работу по решению этой проблемы. В результате этого содружества была создана серия педагогически выверенных поэтических и музыкальных произведений.

 

«Д. У.»: О чем же они рассказывают малышам?

А. У.: Скорее даже не рассказывают, а активно включаются в жизнь – с раннего утра и до позднего вечера. Серия называется «Веселый день дошкольника» и включает в себя сорок детских песен, которые распределены на четыре части и охватывают режимные моменты в течение всего дня. Две из них ориентированы на использование в детском саду, помогают воспитателям и музыкальным руководителям дошкольных учреждений, а две – на родителей. Каждая часть включает в себя диск с песенками, посвященными различным моментам режима дня ребенка, иллюстрированные карточки со словами песен, а также методические рекомендации для педагогов или родителей. Песни помогают воспитательной работе по освоению и соблюдению ребенком режима дня.

- Воспитательный инструмент в виде песен?

- Для того, чтобы детские песни стали действенным инструментом воспитательной работы, он должны удовлетворять достаточно жестким требованиям к их содержанию, языку, словарному запасу, выразительным средствам музыки. Чтобы поддерживать овладение режимными моментами, они должны образовывать систему, которая охватывает весь режим дня ребенка от подъема до отхода ко сну. Проведенный анализ позволил выделить песни, которые относятся к трем четко различающимся для ребенка зонам дня: до детского сада, в детском саду, после детского сада. Работу с песнями в детском саду проводят его педагоги, а оставшиеся песни используют для взаимодействия с детьми их родители. В результате появилась серия специально созданных песен о жизни малышей. Тексты написали известные поэты М.Л. Грозовский и М.В. Туманова, а музыку – композитор С.С. Коренблит.

Мне кажется, что сегодня многим, и в первою очередь – детям, недостает простых, теплых, добрых слов. В современном репертуаре очень мало песен о жизни детей, где они могли бы себя узнать, переживать радость дня с героем. Синтез слова и музыки, как уже давно известно, гармонично воздействует на ребенка, помогая ему с легкостью соблюдать режим дня и развивать навыки самообслуживания, делая эту очень непростую для малыша работу увлекательной.

 

- Получается некая музыкальная преемственность: сначала мама поет малышу колыбельные, потом, когда он подрастает, на смену приходят другие песенки – становясь такой же неотъемлемой частью его дня…

К сожалению, не так много родителей сегодня поют детям колыбельные и читают сказки на ночь. И это плохо. Папы с утра пропадают на работе, мамы весь день бегают по делам. Поэтому мы попытались дать в руки мамам и папам инструмент, который поможет им, несмотря на свою постоянную занятость, быть ближе к ребенку, песенками и стихами говорить с ним постоянно. также Песни помогают выстраивать доверительные отношения с детьми и педагогам.

Кроме того, вдумайтесь: дошкольный возраст – это период, когда у малышей формируется отношение к миру. Поэтому так важно, чтобы наши дети и внуки слушали добрые детские песни. К сожалению, до сегодняшнего дня ничего подобного в этом формате не существовало.

 

- То есть данный проект – инновация в чистом виде?

- Сегодня очень модно говорить про инновации – особенно в образовании. При разработке серии «ВеДеДо» была проделана большая работа, и ее главная часть накопление опыта включения песен в жизнь детей, детского сада, родителей и семьи. Методические материалы, которые входят в комплект, содержат много подсказок для родителей и педагогов. Однако, главное - приобщить вечно занятых мам, пап и воспитателей к сотворчеству с детьми. Когда это удается (а если следовать рекомендациям, это получится наверняка), возникает новая атмосфера педагогического взаимодействия. Не нужен крик со стороны старших, да и малышу нет нужды разражаться. Мне очень понравился лозунг, который появился у воспитателей в детском саду, где используются эти песни: «Меньше крика – больше песен!».

 

- Но ведь просто научить малыша «нажимать кнопочку» - этого, наверное, недостаточно…

- Разумеется, неправильно поставить диск и крутить его целый день. Один мой знакомый, у которого есть маленький ребенок, попросил послушать песни вместе с ним. Я попросил его сначала посмотреть рекомендации, но инструкции сегодня мало кто читает. В результате, произошел курьез, и потом он мне рассказал: «Я поставил диск, показал ребенку, как включать музыкальный центр, и он стал непрерывно крутить эти песенки. Дома невозможно находиться…». Любое педагогическое средство – и ВеДеДо не исключение – это система взаимодействий. Прежде чем пользоваться песнями, обязательно прочтите приложенные рекомендации. Там рассказано, как правильно и результативно использовать методику.

С чего начать? Покажите ребенку карточку с картинкой, прочитает стихи. Если у него появится желание – то дайте ему прослушать песню. Спросите: «Понравилось тебе? Хочешь, завтра снова включим?» Если говорит: «Да, хочу», тогда ставьте ежедневно. Например, включайте песенку «Пробуждение» каждое утро – и с ней ваш малыш будет радостно вставать. Поступите подобным образом и с другими песнями, и скоро вы заметите, что он становится самостоятельнее, более ответственным и уравновешенным.

 

- То есть надо слушать каждый день одно и то же?

- Все должно быть в разумных пределах. Спросите ребенка, и постарайтесь учесть его пожелания. Песен много, на разные случаи жизни. Ориентируйтесь на детей – музыка должна приносить им радость, стимулировать к определенным действиям, а не надоедать. Это называется «личностно ориентированный подход» в отличие от «нудной дидактики», где единственный аргумент – «надо».

 

Хорошо, с родителями понятно. Но как заинтересовать воспитателя ДОУ принять и использовать на практике этот комплекс?

- Просто воспитателю должен убедиться, что это удобно, облегчает его работу. Например, пора собираться прогулку. Вместо того чтобы бегать и кричать, собирая группу, включите разученную песню о прогулке. И вот детишки уже подтягиваются к шкафчикам, начинают одеваться. Да еще и напевают при этом. И так можно обозначить все режимные моменты: завтрак, прогулку, дневной сон. Есть специальные композиции и для групповых тематических занятий (лепка, рисование, занятие про животных, растения и т.д.).

 

- Скажите, пожалуйста, когда проходило опробование серии «ВеДеДо», какие отзывы получила?

Серия ВеДеДо использовалась в четырех детских садах Москвы. Сначала некоторые педагоги отнеслись к ней скептически. Но в каждом из садиков нашлись воспитатель-энтузиаст, который решил её попробовать. Песни использовалась группах, диски раздавали родителям, чтобы они использовали их дома. В итоге, все воспитатели и большинство родителей начал использовать материалы ВеДеДо. В итоговых анкетах родители отмечали, что у них появился более тесный контакт с детьми. Мамы и папы стали меньше указывать и диктовать, больше общаться и находить встречное понимание. В свою очередь, воспитатели тоже обнаружили положительный эффект от использования детских песен, стали обращаться с просьбой сочинить им песенки для новых тем.

Весной этого года мы поняли, что серия готова. Мы отобрали 40 песен, которые показали свою результативность, а Институт новых технологий, который помогал в этой работе, начал их тиражировать. На диске, кроме песен, есть отдельно записанное музыкальное сопровождение. При желании можно исполнять эти песни по записанный на дисках аккомпанемент.

В августе 2011 года первые четыре выпуска Серии ВеДеДо были представлены в Москве на выставке в Манеже, посвященной началу нового учебного года.

 

- Какие у вас и вашей программы планы на будущее?

Конечно, мы не собираемся останавливаться на достигнутом, продолжаем педагогические эксперименты, готовим новые выпуски. В ближайшее время выйдет пятый выпуск, где песни будут дополнены нотными сборниками для музыкальных руководителей и тематическими раскраски для малышей. Это большие коробки, которые предназначены для групп детского сада: в них сразу по 20 комплектов раскрасок. Это готовый раздаточный материал для воспитателя. Мы работаем над новой серией песенок про числа и алфавит. А еще у нас есть мечта: собрать конференцию для всех, кто пользуется этим материалом, и устроить обмен опытом. Интересно, в какой степени материалы ВеДеДо помогают достигать нашу главную цель: поддержать устойчивое взаимодействие в системе «ребенок – родитель – воспитатель», содействовать гармоничному развитию личности детей. Сегодня это зависит от того, как в дошкольных учреждениях пойдет освоение наших инновационных материалов.

 

Беседовала Ирина Бесчаскина.

 

Справка «ДУ»

Александр Уваров, доктор педагогических наук, сотрудник Вычислительного центра Российской академии наук и Федерального института развития образования, лауреат Премии правительства РФ в области образования.