1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

«Веселый день дошкольника»

Иллюстрированный выпуск к 1 сентябряРедакция 2.0

«Веселый день дошкольника»

 

Доронова Т.Н., Коренблит С.С., Уваров А.Ю.
Федеральный институт развития образования 
г. Москва

Содержание

«Веселый день дошкольника» 1

Содержание 1

Синтез слова и музыки как средство развития детей 3

Как песни жить малышам помогают 5

Работа с песнями в ДОУ и дома 11

О результативности использования детских песен 15

Одним из основных документов, организующих работу дошкольного образовательного учреждения(ДОУ) сегодня, являются Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ). Они ставят перед педагогами сложные задачи и требуют, чтобы их работа:

  • содействовала психическому развитию и успешной социализации малышей,

  • обеспечивала освоение и соблюдение ребенком режима дня,

  • помогала интеграции образовательных областей,

  • согласовывалась с тем, что происходит в семьях воспитанников ДОУ.

В соответствие с ФГТ, программа дошкольного образования должна обеспечить «…решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования»1. Для этого нужны новые педагогические средства и такие методические решения, которые позволяют:

  • поддерживать единые требования к организации жизни детей и выполнению режима дня, формированию у них навыков самообслуживания в семье и детском саду;

  • стимулировать у детей положительное эмоциональное состояние,

  • поддерживать их активность дома и в детском саду;

  • развивать речь, движения, мышление, внимание детей;

  • воспитывать навыки доверительного взаимодействия ребёнка с другими детьми и взрослыми;

  • формировать организованность, культурное поведение и другие положительные качества личности ребёнка.

 

В

Рис. 1. Диск с песнями из инновационного УМК 
серии «Веселый день дошкольника».

течение двух лет на сетевой экспериментальной площадке Федерального института развития образования (ФИРО) проводилось опытное освоение комплекта учебно-методических материалов серии «Веселый день дошкольника» (ВеДеДо), которые призваны помочь воспитателям решать эти задачи2. Основу материалов серии составляет комплекс специально разработанных детских стихов и песен. Синтез слова и музыки помогает малышам осваивать и соблюдать режим дня, развивать навыки самообслуживания, сделать эту очень непростую для детей работу интересной и увлекательной.

Институт новых технологий (ИНТ) оформил эти материалы в виде серии учебно-методических комплектов, которые доступны сегодня не только работникам ДОУ, но и родителям малышей3. Эти материалы вызвали большой интерес участников всероссийского семинара «Деятельность, муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования и методических служб по реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», который прошел в ФИРО в мае 2011г. Цель этой статьи – познакомить читателей с замыслом и результатами опытного внедрения материалов серии ВеДеДо.

Синтез слова и музыки как средство развития детей

Музыка – один из наиболее действенных и доступных средств воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. Она воспринимается ребенком раньше других видов искусства, всегда вызывает эмоциональный отклик. Развитие музыкальной восприимчивости помогает ребенку войти в мир прекрасного, а своевременно начатое музыкальное воспитание положительно сказывается на общем и эстетическом развитии детей. Традиционно, музыкальное воспитание ориентируется на то, чтобы:

  • доставить детям радость;

  • побуждать их к активности;

  • прививать любовь к музыке;

  • развивать способность к восприятию музыки (слух, музыкальную память, чувство ритма);

  • вызывать активный отклик в повседневной жизни (желание проявлять себя в пении, связывать с музыкой свои движения, танцы и игры).

Музыка вызывает эмоциональный отклик уже у 3-4 месячных младенцев. В раннем и дошкольном возрасте правильно подобранные музыкальные произведения доставляют детям радость, побуждают их к активности, способствуют развитию слуха, памяти, чувства ритма. Музыка вызывает у детей желание петь, двигаться, действовать.

Ребёнку особенно нравятся песни, которые поют специально для него и про него. В такую минуту активность проявляют даже те дети, которые оставались пассивными на групповых занятиях. Известный ученый, «бабушка» системы воспитания детей раннего возраста Н.М. Аксарина показала, что музыкальные игры, прослушивание песен или пение с детьми 2-го и 3-го года жизни надо проводить не только на музыкальных занятиях, но и во время прогулки, а также в ходе их самостоятельной деятельности4.

При правильно организованном прослушивании песен и музыки у детей улучшаются навыки аудирования, а развитие умения слушать и понимать речь способствует повышению культуры восприятия музыкальных произведений. Классик отечественной психологии А.Р. Лурия писал, что из всего многообразия звуков можно выделить две системы, которые имеют особенно большое значение для формирования человеческого слуха. К ним относится музыка и звуковая речь. В отличие от слуха животных человеческий слух формируется под влиянием музыки и языка. Синтез слова и музыки помогает развитию речевого слуха детей, повышает у них культуру речи. Его легко связывать с непосредственными переживаниями детей, с их бытом и игрой. Недаром популярная уже почти сто лет песня провозглашает: «Нам песня строить и жить помогает!».

Однако, до последнего времени присутствие песен в жизни дошкольников было достаточно ограничено. Этому есть много причин. Традиция исполнения песен для детей в семье, которая была распространена в сельской общине, ушла из нашей жизни. Воспитательная программа детского сада предусматривает занятия пением и прослушивание музыки. Однако этим почти исключительно занимаются музыкальные руководители. До недавнего времени распространение музыки для маленьких детей сдерживалось малодоступностью и сложностью использования звуковоспроизводящей техники. Сегодня развитие цифровых технологий сняло и эту проблему. В результате, песни звучат лишь на музыкальных занятиях и праздниках, а в повседневной жизни детей они крайне редки или не используются вовсе. В отечественной музыкальной и поэтической культуре детства крайне мало педагогически выстроенных музыкальных и поэтических произведений о жизни малышей.

В течение двух последних лет большой коллектив педагогов, композиторов, поэтов, художников, звукорежиссеров, специалистов в области цифровых технологий проводил интенсивную работу по решению этой проблемы. В результате этого содружествабыла создана серияпедагогически выверенных поэтических и музыкальных произведений5.Они содействуют развитию ребёнка, дают материал для занятий с ребенком в семье, помогают радостному и содержательному пребыванию малыша в детском саду.

Серия ВеДеДо состоит из отдельных выпусков, которые предназначены для воспитательнойработы с детьми дома и в ДОУ. Эта работа нацелена, прежде всего, на то чтобы формировать у детей способность выполнять режим дня и вырабатывать навыки самообслуживания. Главное, что все это происходитна основе единых требований, отвечает спонтанности ребенка и позволяет избегать принуждения детей, которое традиционно присутствует при овладении режимными моментами.

Как песни жить малышам помогают

Для того, чтобы детские песни стали действенным инструментом воспитательной работы, он должны удовлетворять достаточно жестким требованиям к их содержанию, языку, словарному запасу, выразительным средствам музыки. Чтобы поддерживать овладение режимными моментами, они должны образовывать систему, которая охватывает весь режим дня ребенка от подъема до отхода ко сну. Проведенный анализ позволил выделить песни, которые относятся к трем четко различающимся для ребенка зонам дня: до детского сада, в детском саду, после детского сада. Работу с песнями в детском саду проводят его педагоги, а оставшиеся песни используют для взаимодействия с детьми их родители.

Примерный перечень режимных моментов и относящихся к ним сорока песен, входящих в комплект под общим названием «Режим дня и навыки самообслуживания в песнях», приведен в Таблице 1. Очевидно, что условия, в которых должны использоваться песни, в жизни разных детей могут сильно разниться. Например, они могут расти в полной или неполной семье, возвращаться домой с мамой или дедушкой и т.п. Как показала практика, к одному режимному моменту часто требуется несколько песен, или несколько различных исполнений одной и той же песни. Это необходимо для того, чтобы ребенок полнее ассоциировал себя с героями песни, воспринимал ее текст и настроение как руководство к действию.

Табл.1 Режимные моменты и связанные с ними песни для детей посещающих ДОУ

Время

Режимный момент и общение взрослых с ребенком

Название песни

Дома

1.

7.00 – 8.00

Пробуждение.

Общение: положительно – эмоциональное общение (телесный контакт, приветствие)

1. Пробуждение

Гимнастика.

2. Зарядка

Гигиенические процедуры (чистка зубов, умывание).

Общение:называние частей тела, предметов, действий ребенка и процедур

3. Я умываюсь

4. Дружим с водою

(мама)

5. Умывайся!(отец)

Причесывание

6. Причёска

Утренний прием воды

7. Глоток воды(родитель)

Одевание

8. Учусь одеватьсятреннее одевание)

Общение: положительная установка на предстоящие события и встречи

9. Собираюсь в сад

2.

8.00- 8.20

Дорога в детский сад.

Общение: личностно – ориентированное общение

10. Дорога в сад

11.Светофор

В дошкольном образовательном учреждении

3.

8.20 – 8.30

Взаимные приветствия воспитателя и ребенка, родителей и педагога(двигательная активность)

12. В раздевалке

Приучение к опрятности, мытье рук

13. Скоро завтрак

4.

8.30 – 9.30

Завтрак (называние блюд, посуды, закреплением навыков культуры еды…(использование ложки, использование салфетки).

14. Завтрак

 

6.

9.30 - 10.00

 

Развивающее занятие по сетке по подгруппам и фронтально (музыкальное, сенсорное,двигательной активности,наблюдение,рассказывание,конструирование,рисование, лепка, чтение художественной литературы и,рассматривание картинок,театрализованная игра, пение, слушание музыки, игры с песком и водой)

15. Любимые книжки

+ песни дополнительной тематической серии

7.

10.00 – 10.30

Подготовка к прогулке: соблюдение питьевого режима

Приучение к опрятности, одевание, положительно - эмоциональное общение (закрепление навыков последовательного одевания, с называнием одежды (цвета), действий), положительная оценка проявлений самостоятельности, постепенный выход на прогулку(на все сезоны: поют дети)

16. Вкусная вода

17. Выходим на прогулку!(одевание летнее -воспитатель)

18. Надо одеваться!

8.

10.30 – 11.30

Прогулка.

Дополнительная тематическая серия

9

11.30 - 12.00

Возвращение с прогулки, положительно - эмоциональное общение (закрепление навыков последовательного раздевания, с называнием одежды (цвета) и действий), положительная оценка проявлений самостоятельности, питьевой режим, приучение к опрятности, мытье рук, подготовка к обеду

19. Перед обедом

20. За обеденным столом

 

10

12.00 - 12.30

Обед с называнием блюд, посуды, закреплением навыков культуры еды,(использование ложки, использование салфетки), по окончанию еды выполнение элементарных трудовых поручений

21. Обед

22. Помощники

 

11

12.30 - 13.00

Постепенный переход ко сну,

закрепление навыков раздевания, раскладывания одежды,

индивидуальное положительно – эмоциональное общение (закрепление навыков последовательного раздевания, с называнием одежды (цвета), действий), приучение к опрятности, укладывание в постель

23. Спать охота!

24. Тихий час

 

12

13.00-15.00

Дневной сон

 

13

15.00 - 15.30

Пробуждение, гимнастика после сна, положительно – эмоциональное общение (телесный контакт, приветствие), содержательное общение с ребенком (называние частей тела, предметов, действий ребенка и процедур

25. После тихого часа

26. Будьте опрятными!

27.Я подрос

28. Хорошие дети

 

14

15.30 - 16.00

Полдник с называнием блюд, посуды, закреплением навыков культуры еды(использование ложки, использование салфетки), выполнение элементарных трудовых поручений

29. Полдник

 

15

16.00 -16.30

Развивающие занятия

Дополнительная тематическая серия

16

16.30 - 18.30

Возвращение домой из детского сада, свободная и самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, дорога из детского сада, и личностно – ориентированное общение

30. Знаток

31. Домой с дедушкой

32. Домой с папой

 

Дома

17

18.30 - 19.00

Приветствие, раздевание, положительно – эмоциональное общение (телесный контакт).

Закрепление навыков раздевания, раскладывания одежды, (раздевание последовательное с называнием одежды (цвета), действий, телесный контакт), приучение к опрятности, подготовка к ужину.

33. Скоро буду дома!

34. Снова дома

 

18

19.00 - 19.30

Свободная и самостоятельная деятельность, игры (по выбору детей и родителей)

 

35. Дружим с посудой

36. Папа - повар

37. Мы молодцы!

38. Пеку с мамой

19

19.30 - 20.30

Приучение к опрятности, чистка зубов, водные процедуры

39. Вечернее умывание

 

20

20.30 - 21.00

Подготовка ко сну

40. Колыбельная

В примерном перечне режимных моментов есть немало таких, где акцент делается на свободную самостоятельную деятельность детей, игры и т.п. Для некоторых из них в таблице приведены одна или несколько песен. Авторы хорошо понимают, что этого далеко недостаточно. Поэтому серия «Веселый день дошкольника» включает в себя дополнительные выпуски, которые содержат тематические подборки песен. Среди них: «Колыбельные», «Сказки», «Загадки», «Птицы»,«Животные и насекомые», «Природа», «Азбука», «Уроки музыки», «Хороводы»,«Активные игры», «Праздники» и другие.

Хорошо известно, что побуждать детей к самообслуживанию лучше начинать в 2- 3 года. В таком возрасте это происходит значительно успешнее. Для малышей подобные действия являются новыми, и они готовы к проявлению самостоятельности. Овладевая самообслуживанием, малыш знакомится со свойствами окружающих предметов. Он приобретает первичные знания о величине, цвете, форме, количестве. Развиваются восприятие, внимание, память, воображение, мышление. Ребенок действует совместно со взрослым, который называет предметы, фиксирует с помощью слов наблюдения ребёнка. В результате общения развивается речь, воспитываются первые социальные навыки и правила поведения.

Материалы серии ВеДеДо побуждают поддерживать проявление самостоятельности детей и учить самообслуживанию, облегчают усилия по воспитанию ребенка и помогают малышу:

  • Осваивать и соблюдать режим дня (подъем, поход в детский сад и т.п.);

  • Овладевать навыками самообслуживания (одевание, умывание и т.п.);

  • Развивать речевой слух и повышать культуру речи;

  • Получать удовольствие и творчески воспринимать музыку.

 

Дома, в семье утром и вечером песни серии ВеДеДо помогают ребёнку:

  • проснуться с хорошим настроением;

  • встать с постели, сделать зарядку, умыться, причесаться, попить воды, одеться;

  • не грустить по дороге в детский сад в связи с предстоящим расставанием с родными и попрощаться с ними до вечера;

  • вечером встретить своих родителей и поделиться с ними своими впечатлениями о жизни в детском саду;

  • поужинать;

  • поиграть;

  • охотно выполнить вечерние гигиенические процедуры;

  • прослушать литературное произведение (стихи, сказку, рассказ и др.), которое ему прочитают взрослые;

  • пожелать всем спокойной ночи и расстаться с родителями до утра.

В дошкольном образовательном учреждении песни помогают воспитателям организовывать и упорядочивать повседневную жизнь детей без психологического принуждения. Песни превращают трудные и неинтересные для ребёнка процедурысамообслуживания (мытьё рук, приём пищи, одевание и т.п.) в осмысленное и привлекательное игровое действо. Песни помогают организовать взаимодействие детей в группе и на прогулке, стимулируют и обогащают их познавательную работу в ходе знакомства с окружающим миром, художественного творчества, в труде.

Используя специально подобранный словарь и разные средств выразительности,.песни содействуют развитию всех составляющих устной речи детей (лексика, грамматический строй речи), их эстетическому воспитанию.

Работа с песнями в ДОУ и дома

Как видно из таблицы 1, подготовленные детские песнидолжныподдерживать согласованные усилия всех участников воспитательного процесса: самих детей, их родителей, воспитателей и музыкальных руководителей детского сада.Опытное освоение учебно-методического комплекта показывает, что инициатива сотрудников дошкольного образовательного учреждения, вовлечение родителей – ключевые условия успешного освоение воспитательного потенциалаэтого нового средства. Ведущая роль в этой работе принадлежит администрации детского сада (заведующего и методиста), психологам, музыкальным руководителям и воспитателям. Гарантией успеха является осознанная, командная работа всего педагогического коллектива и родителей.

Семья и дошкольное образовательное учреждение – главные институты социализации ребёнка. Их влияние значительно усиливается, если сотрудники детского сада взаимодействуют с родителями. Для организации такого сотрудничества важны материала для совместной работы. Детские песни и единые по своей педагогической сути методические материалы, которые используются и дама в ДОУ, помогает организовать сотрудничество всех участников образовательного процесса. Опыт использования ВеДеДо в детских садах позволил выработать рекомендации по распределению обязанностей между сотрудниками.

Заведующий(ая) выступает инициатором инновации, организует взаимодействие работников ДОУ с родителями на основе материалов ВеДеДо, контролирует эту работу и формирует у сотрудников ответственное отношение к ее выполнению.

Методист или старший воспитатель одним из первых знакомится с материалами ВеДеДо, с комплектами материалов для родителей и воспитателей. Методист организует знакомство с материалами и совместное прослушивание дисков. Вместе с воспитателями и специалистами определяет этапы освоения ВеДеДо в детском саду и рекомендуемый порядок использования песен в семьях, воспитанников. Методист создаёт условия для обмена и распространения опыта воспитателей по работе с песнями в режимных моментах,проводит с воспитателями и музыкальным руководителем работу по развитию их коммуникативной компетенции, помогает овладеть навыками конструктивного диалога с родителями и т.п.

Воспитатель – главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит как успех взаимодействия с родителями, так и эффективность работы с детьми.

Психолог – организатор и непосредственный участник всей работы по подготовке сотрудников детского сада и родителей к работе с ВеДеДо. На основе изучения интересов и запросов родителей психолог помогает формировать положительное отношение к использованию детских песен в семье. Психолог проводит разъяснительную работу с членами педагогического коллектива ДОУ и родителями о значении песен для развития ребёнка, о способах положительного влиянии на этот процесс.

Музыкальный руководитель – вдохновитель и организатор работы с педагогическим коллективом, с родителями и их детьми. Он одним из первых знакомит детей с песнями, обсуждает прослушанные песни с детьми, помогает понять их содержание тем детям, которые испытывают в этом трудности. Музыкальный руководитель помогает детям исполнять песни в удобном для детского голоса диапазоне, способствует формированию восприятия музыки во взаимосвязи с жизнью детей в детском саду и семье,поддерживает интерес детей к прослушиванию музыкальных произведений.

Опытное освоение инновационного учебно-методического комплекта ВеДеДо в ДОУ показывает, что формальный подход киспользованию детских песенмалоэффективен. И наоборот, если воспитателям и музыкальному руководителю удалось установить партнёрские отношения с семьями детей, создать атмосферу заинтересованности и взаимной поддержки, то успех приходит легко.Чтобы помочь педагогическим коллективам в организации этой нелёгкой работы, методические рекомендации по использованию ВеДеДо включают описание плана освоения УМК в ДОУ и его ключевых элементов.

Опыт показывает, что время внедрения инновационной практики работы с детьми в ДОУ с момента знакомства с инновацией до момента получения первых положительных результатов составляет 2-4 месяца. Время необходимое для того, чтобы инновация стала частью повседневной жизни ДОУ, составляет от двух месяцев до полугода. Самым важным при проведении этой работы является последовательность и чёткость действий воспитателей. Поэтому, к ним в первую очередь, обращен содержащийся в УМК совет: «Внимательно прочтите методические рекомендации, рассмотрите картинки с текстами песенок и прослушайте диск. Постарайтесь выбрать верный тон для общения с детьми: здесь лучше всего подходит отношение сотрудничества, совместного действа, восторга от того, что эти стихи и песни рассказывают о повседневной жизни детей».

З

Рис. 2. Карточка со стихамииз инновационного УМК серии «Веселый день дошкольника».

ная своих подопечных, воспитатель может выбрать песню, котораялучше всего подходит для того, чтобы начать работу с детьми с использованием ВеДеДо, старается заинтересовать детей входящей в УМК картинкой с текстом песни, дает им возможность рассмотреть её, выразительно читает стихи. Если стихи понравились детям, воспитатель рассказывает, что эти стихи специально для них написал поэт Михаил Леонидович Грозовский. Воспитатель предлагает детям соотнести содержание картинки и стихи с тем, что происходит в их жизни в детском саду, подводит к выводу о том, что между содержанием стихов и повседневного жизнью детей есть много общего. Затем, в качестве сюрприза, дети могут прослушать песню на эти стихи, повторив по их просьбе запись несколько раз. Далее воспитатель договаривается с детьми о том, что запись песни будет звучать перед началом тех или иных событий, предусмотренных режимом дня (в режимные моменты). Например, если дети знакомятся с песней «Выходим на прогулку», то ее запись будет звучать тогда, когда дети одеваются на прогулку и т.п.

Когда дети расскажут о новой песне музыкальному руководителю, тот прослушает песню вместе с детьми и поможет им её исполнить, используя музыкальное сопровождение, записанное на диске. В дальнейшем, по желанию детей, песня может регулярно звучать в соответствующихрежимных моментах. Дети начинают исполнять песенку индивидуально, небольшими группами. Главное, чтобы они делали это возможно более музыкально, не кричали и не портили свой голос.

Родителям рекомендуется знакомить детей с новыми песнями по той же схеме, которую используют работники ДОУ:

  • заинтересовать детей картинкой и связанными с ней стихами,

  • предложить прослушать песню, дать возможность прослушать ее несколько раз;

  • обсудить, понравилась ли детям песня;

  • побеседовать с детьми о содержании песни. Обратить внимание на то, что в жизни детей часто возникают ситуации, о которых поётся в песенках: они завтракают, одеваются на прогулку, им читают и т.п.;

  • побудить у детей желание, чтобы песня регулярно звучала при выполнении соответствующего ей режимного момента: во время завтрака, при сборах на прогулку и т.п.

В руководстве для родителей не только подробно описана эта схема, но также приводится ряд советов о том, как знакомить ребёнка с первой и новыми песнями, как выбирать и использовать песни в различных ситуациях, как петь и радоваться вместе с ребенком, как наблюдать за его развитием и поддерживать его. Кроме этого, родителям даны рекомендации об особенностях общения с маленькими детьми.

Таким образом, использование песен инновационного учебно-методического комплекта «Веселый день дошкольника» серии – педагогическая инновация, которая способствует индивидуализации воспитательной работы с детьми, создания в детском и педагогическом коллективе атмосферы доброжелательности и сотрудничества. Детские песни на деле помогаетсогласовывать воспитательные усилия в семьях воспитанников с педагогической работой в ДОУ, что в полной мере соответствует духу и букве Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

О результативности использования детских песен

Очевидно, что главное требование к новой педагогической разработке – ее образовательная результативность. Разработчики инновационного учебно-методического комплекта «Веселый день дошкольника» оценивали ее с нескольких точек зрения: с позиции детей, родителей и работников ДОУ. Главным инструментом оценки качества разработки с позиции родителей и работников ДОУ стали их отзывы, готовность использовать новые детские песни со своими воспитанниками. Имеющиеся отзывы свидетельствуют, что детские песни хорошо принимаются и родителями, и работниками ДОУ. По мере освоения материалов УМК мы снова и снова слышали рассказы о том, как использование песен облегчает воспитательную работу, просьбы о подготовке новых произведений для работы с детьми. В значительной мере благодаря этим запросам были подготовлены дополнительные тематические серии, о которых сказано выше. Готовность продолжать использование песен, включение в работу новых произведений послужило главным индикатором успешности УМК среди взрослых.

Оценивание педагогической результативности новых материалов, их влияние на воспитание детей, на изменение их поведения, проводилось на основе наблюдения за развитием детей. Оказалось, что когда материалы серии ВеДеДо используются педагогически корректно, с учетом содержащихся в них рекомендаций, их влияние на развитие детей достаточно заметно. По мере введения песен в работу ДОУ, воспитатели в своих наблюдениях начинали фиксировать следующие моменты:

  • дети без капризов просыпаются и встают под звуки соответствующей песни;

  • дети охотно выполняют утреннюю зарядку, пьют воду, принимают водные процедуры, одеваются и выполняют другие режимные моменты, в том числе, под звуки соответствующей песни;

  • воспроизведение соответствующей песни побуждает детей к самостоятельному выполнению соответствующих режимных моментов;

  • дети побуждают других членов семьи выполнять утреннюю зарядку;

  • дети знают порядок одевания, выполнения гигиенических процедур;

  • дети, родители которых, стали интересоваться ими, некоторые стали вместе с папами принимать душ;

  • дети стали увереннее и охотнее одеваться. Проблема с одеванием детей быстро исчезает;

  • дети с удовольствием причёсываются под песню. Даже те, кто редко подходит к зеркалу, под песню с удовольствием причёсываются;

  • дети, изучившие правила дорожного движения под песню, побуждают родителей соблюдать сигналы светофора;

  • дети аккуратней раздеваются;

  • дети знают, что каждая вещь должна стоять на своём месте. Они убирают игрушки в своём уголке, самостоятельно складывают одежду и вещи в шкаф;

  • дети усваивают новые для них слова, которые приводятся в песнях («снеговик», «снежная баба» и т.п.);

  • во время прослушивания песни о поведении за столом дети сами (без напоминаний воспитателя) начинают пользоваться салфетками, выпрямляют спину, правильно ставят ноги и т.п.;

Некоторые примеры из наблюдения родителей за воздействием детских песен серии ВеДеДо на детей приведены в Таблице 2. Аналогичные наблюдения проводили также и работники ДОУ.

Таблица 2. Из наблюдения родителей за воздействием детских песен серии ВеДеДо.

Название песни

Отношение детей

Воздействие песен
(наблюдения родителей)

Примечания воспитателей

1

Пробуждение

Практически все дети выучили слова песни и поют с удовольствием

Дети стали лучше просыпаться и вставать по утрам.

Одна из любимых песен. Очень нравится детям 4-х лет, так как есть адресность.

2

Зарядка

Песня нравится, дети подпевают, с удовольствием повторяют движения

Многие не успевают делать утром зарядку, поэтому песню не включают; те, кто делает утром зарядку, отмечают, что дети с удовольствием слушают песню и делают зарядку, привлекают к зарядке всю семью.

Песню дети слушают и дома и в детском саду на гимнастике.

3

3

4

5

Я умываюсь

Дружим с водою

Умываемся

Слова песен запомнились детьми не сразу. Однако, постепенно дети начинают проговаривать слова песен во время водных процедур в д/с и дома

Дети с удовольствием умываются под музыку, просят родителей петь песню, пока они умываются (некоторые родители сначала не хотели петь им эти песни, но под давлением детей начинали петь)

Песни детям нравятся. Родители чередуют песни во время водных процедур.

6

Прическа

Слова дети запомнили не сразу. Но начинают проговаривать их во время причесывания

Песня помогает: многие дети, не любившие раньше причесываться - делают это с удовольствием

Песня вызывает у детей радость, им нравится делать разнообразные прически, особенно девочкам.

7

Глоток воды

Песня детям нравится, слушают и с удовольствием подпевают. Особенно нравится припев.

Многие дети стали просить родителей, чтобы им утром обязательно давали воду

Припев дети запомнили быстро.Запоминание куплетов потребовало времени

8

Вечернее умывание

Детям песня нравится. Просят заводить, когда надо умываться.

Заметно, что песня действительно учит детей ухаживать за своим телом.

Дети просят завести песню, подпевают.

9

Колыбельная

Песня детям нравится.

Сегодня родители редко поют детям колыбельные. Эта песня помогает восполнить пробел, сблизить детей и родителей.

Дети любят слушать песню, лёжа в постели, иногда подпевают сами.

 

Как видно из приведенных наблюдений, общее позитивное отношение детей к песням очевидно. Вместе с тем, как показывают опросы, простого исполнения песен само по себе недостаточно для того, чтобы заметно развить навыки самообслуживания. Однако, они создают хорошую атмосферу, настраивают детей на то, чтобы такие навыки формировать.

В заключение можно сказать, что попадая в добрые руки учебно-методический комплект «Веселый день дошкольника» на деле помогает сделать жизнь ребёнка в семье и детском саду более яркой. Распространение новых информационных технологий, которые упростили работу с записями, сделали доступным широкое использование цифрового фото и видео создают качественно новую информационную среду, где синтез слова и музыки естественно дополняется цифровыми литературно музыкальными композициями, помогает общению и, в конечном итоге, развитию личности ребёнка. Объединяя на общем материале усилия всех участников образовательного процесса, детские песни на деле помогают эстетическому развитию детей, воспитанию у них чувства добра и красоты.

1Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». (http://edu.shd.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=97&Itemid=198)

2C материалами серии «Веселый День Дошкольника» (или ВеДеДо) можно познакомиться через Интернетна сайте (www.vededo.ru).

3 Подробнее об Институте Новых Технологий (ИНТ) можно узнать через Интернет (http://www.int-edu.ru/).

4Н.М. Аксарина. «Общие педагогические правила при воспитании детей раннего возраста» в книге «Руководство для сестёр детских яслей». М.: «Медицина», 1966 .г, с. 146.

5 Его основу составляют специально созданные песни о жизни малышей. Тексты песен написали известные поэты М.Л. Грозовский и М.И. Туманова, а музыку – композитор С.С. Коренблит.